Земля из древних саг

Zaratust
6 min readJul 7, 2021

--

На востоке от Скандинавии была прежде государство Биармия. Обитателей ее именовали беормами, биармами либо бьярмами. Бьярмы прославились собственными чернокнижниками, которые никак не лишь умели вполне подчинить себе человека, однако и правили погодой. Сребро в данной стране текло речкой. Скандинавы никак не раз навещали Биармию и постоянно ворачивались с великий добычей. Лишь вот российские летописи ни одним словом никак не проговорились о настолько восхитительной и состоятельной земле…

В первый раз о Биармии и ее жителях рассказал норвежский мореход и волчатник Оттар, оказавшийся при дворе британского короля Альфреда в крайней тридцати процентов IX века.

А куда ведь в отсутствии викингов?

Оттар жил на самом севере Норвегии и колотил вслед за тем различного морского зверька, в главном — китов, тюленей и моржей. Состоятелен был неимоверно, норвежский повелитель в том числе и отдал ему титул ярла и администрация над всем Холугаландом. Однако в Норвегии стартовали мощные переживания, ему довелось освобождаться бегством сначала в Данию, а позже и в Великобританию. Вслед за тем он нанялся на службу к британскому королю, добро мореходом был прекрасным. А еще он был восхитительным рассказчиком, и его «доклады» о морских странствиях записал стремянный писец.

Сообразно словам Оттара, единожды он принял решение посмотреть, какие народы живут на севере и сколь далековато распростирается на север суша. Как скоро ведь опосля длинного купания зашел в низовье великий речки, то возобновлять странствие дальше Оттар никак не отважился, так как территория, в каком месте он оказался, была плотно заселена. И никак не какими-то дикарями, а полностью цивилизованным народом, разговаривавшим к тому ведь на вариации финского языка, на котором мореход сносно разъяснялся. Бьярмы поведали ему о собственной стране, о собственных обычаях, о располагающихся рядом народах и их обычаях. Однако стремянный писец данных повествований никак не записал.

В X веке данную ведь страну захватил викинг Хиалмар, появившийся снаружи и прогнавший совместно со собственными бойцами районных правителей. О данном понятно из рунического слова «Деяния Хиалмара, короля Биармаландии и Тулемаркии». Биармия Хиалмара пребывала в каком месте-то меж островной территорией Туле и Белоснежным морем. Однако главной пласт инфы о Биармии проистекает, естественно, из старых саг. Желая записаны они были спустя некоторое количество веков, действия данных сочинений относятся к X-XI векам. Ежели успешному Хиалмару получилось поуправлять бьярмами, то остальные викинги сообразно большей доли с бьярмами осуществляли торговлю — районные обитатели отдавали значимые шкурки пушного зверька практически из-за гроши. Никак не гнушались викинги и разбоем, нежели, фактически, и прославились посреди остальных европейцев.

Набег из-за нападением

1-ый таковой набег на Биармию сделал, наверное, конунг Эйрик I Кровавая Секира в 20-е годы X века. Грабил он нередко и успешно, и никак не лишь живущих далековато на востоке бьярмов. Он был грозой Балтийского и Северного морей, планомерно совершая набеги на Данию, Фризию, Германию, Шотландию, и в конце концов добрался по Лапландии и Биармии. Последующим вором бьярмов стал Харальд II Сероватая Кожа, 4-ый сообразно счету конунг Норвегии. В 60-е годы такого ведь века он разгромил бьярмов на реке Вине, а позже прошелся пламенем и клинком сообразно всей их земле. В 1026 году повоевал бьярмов и Олаф Непорочный, поточнее — посланные им в Биармию бойцы вместе с купцами. Богатырями данной кровавой стычки стали Торир Пес с компаньонами Карли и Гуннстейном. О данных событиях очень тщательно говорится в «Саге о Олаве Святом».

Карли состоял на службе у конунга, и ему в повинности вменялось составлять подати на севере державы. В данный раз конунг принял решение пополнить казну и из-за счет торговли с бьярмами. Карли здесь ведь подключил к занятию собственного брата Гуннстейна, а позже к ним присоединился и Торир, заблаговременно оговорив, будто получит половину добычи. Вся данная грабительская операция была замаскирована перед обыденный наезд торговцев из-за мехом. Весной корабли викингов повстречались у островка севернее Тромсё и двинулись в длинный путь, пытаясь идти густо, чтоб никак не утратить приятель приятеля из виду. И путь данный у их одолжил никак не 15 дней, как у Оттара, а чуток ли никак не все лето. В конце концов они зашли в низовье речки и встали у торжища. Рентабельно закупились шкурками белки, бобра и соболя, изготовили разряд, будто поворачивают в море, а сами приготовились к отлично обмысленному набегу. Торир Пес, разумеется, теснее никак не раз навещавший Биармию, знал, будто районные обитатели хоронят собственных трупов в курганах, и ежели отыскать неплохой курган, то вслед за тем непременно найдется и драгоценность.

Ночкой, оставив на кораблях службу охраны, они направились на поиск сокровищ. Узрели в бору огромную поляну, огороженную частоколом, из-за коим распологался курган. Воры кинулись корчевать из кургана золото и сребро. Набрали столько, будто чуть имели возможность унести. Торир шел запирающим. Однако, как скоро теснее направь от ограды, узрели, будто Торира с ними недостает. Карли побежал уторопить и заметил, будто тот идет с серебряной чашей, которую брал с коленей фетиша Йомали. Тогда он устремился к фетишу и принял решение содрать с шейки колье, стукнул секирой, чтоб перерезать нить, однако совместно с нитью отрубил идолу и голову. Раздался ужасный шум. На поляну выбежали охраны. Викинги пустились наутек. Им получилось исчезнуть в бору и дойти по собственных кораблей. Бьярмы были в ярости, однако нагнать беглецов никак не сумели.

Добытое драгоценность счастья им никак не принесло. Торир принял решение поделить драгоценность сообразно собственному усмотрению. Поначалу он прикончил Карли, пронзив такого копьем во время переговоров, позже пробовал уничтожить и Гуннстейна. Гуннстейну довелось выйти на сберегал и запрятаться у районных обитателей. Торир непринужденно снял всю добычу с его корабля, а сам корабль утопил. С добычей и удовлетворенный собой Торир Пес отплыл в Бьяркей. А ограбленным людям Гуннстейна довелось доезжать по Норвегии сушей, на малеханьких лодках и чисто сообразно ночам. Этак они опасались собственного последнего спутника Торира.

Чрез 60 с маленьким лет в Биармию вторгся норвежский повелитель Магнус Босоногий, и столкновение кончилась кровью. Боролись с бьярмами и Харальд Прекрасноволосый, и датский конунг Рагнар Лодброк.

Однако были и полностью мирные посещения Биармии, с кристально торгашескими целями. В смелые саги эти действия праотцов никак не попадались, а в старых хрониках упоминались изредка. Но несмотря на все вышесказанное атака бьярмов на норвежские корабли в 1217-м никак не могло никак не угодить в ситуацию.

Тогда 2 норвежских судна обязаны были проехать чрез территории Киевской Руси на Святую территорию, чтоб взять роль в крестовом походе. 1-ое проследовало в отсутствии помех, экипаж другого был вырезан вполне. Норвежскому королю в том числе и довелось посылать в Биармию карательное армия.

Киевская Русь: ничто никак не вижу

Никак не истина ли, удивительно: Биармию упоминают никак не лишь в сагах, ее понимают западные составители хроник, повествование о ней подключает в творение «Орозия» британский повелитель Альфред, а соседи скандинавов со скандинавским верховодящим семейством ничто о ней никак не слыхали? Ни в одной летописи, не считая поздней Иоакимовской, недостает упоминания Биармии.

Во всем своде старых российских документов Биармии недостает. Недостает и такового народа — бьярмы, биармы либо беормы. Но несмотря на все вышесказанное на севере от Новгорода, у Белоснежного моря и сообразно Северной Двине проживает в те эпохи чудь заволочская. А территория чуди именуется у новгородцев элементарно Заволочье. Истина, к 1222 году Заволочье теснее вступало в Новгородскую республику. Новгородцы вслед за тем осуществляли торговлю, собирали дань, возводили укрепленные поселения. И постепенно культивировали православие, будто, разумеется, огромного фуррора у районных обитателей никак не имело. Дела с чудью у новгородцев складывались трудно. И имеется у данного народа и иное историческое фамилия — целый, либо вепсы.

Есть кандидаты на фамилия бьярмов и южнее, поблизости Полоцка. Наверное имеет возможность существовать одно из литовских племен, с коими упрямо вели войны полоцкие князья, требуя дани и культивируя все то ведь православие. Дела с полочанами у литовцев ужаснее некуда. Полоцкая территория, как и Двинская, также была непревзойденно знаменита скандинавам. Недаром некие историки располагают Биармию конкретно вслед за тем.

Однако будто наиболее увлекательное, и на Полоцк, и на Заволочье водил из Скандинавии этак именуемый аустервег, восточный путь, кой 2-мя языками заключал путников на Волгу, а дальше книзу — на Каспий. И текло сообразно данному пути из благодатных восточных государств золото и сребро, оседая сообразно дороге во бессчетных кладах, а позже — в могильниках районных племен.

--

--